Об ответственности за участие в несанкционированных публичных мероприятиях

Чем урегулирован порядок организации проведения публичного мероприятия?

Статьей 31 Конституции Российской Федерации за гражданами Российской Федерации закреплено право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Механизм реализации ст. 31 Конституции РФ устанавливает Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Вопросы реализации на территории Республики Саха (Якутия) отдельных положений названного Федерального закона урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2013 г. 1180-З N 1255-IV и подзаконными нормативными правовыми актами.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Запрещены публичные мероприятия противоправного, в т.ч. экстремистского, характера.

 

Каков порядок организации митинга?

Организаторами митинга могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 16 лет, политические партии, другие общественные объединения, их региональные объединения и структурные подразделения.  Организаторами, в частности, не могут быть: лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления против основ конституционного строя, безопасности государства, общества и общественного порядка; лица, привлекавшиеся 2 и более раза за определённые административные правонарушения, в т.ч. за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий; общественные объединения, деятельность которых приостановления или запрещена.

Организатор публичного мероприятия в числе прочего обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 закона, не позднее, чем за 10 дней до проведения мероприятия. Для пикетирования группой лиц либо одним участником, но с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, такой срок сокращён до 3 дней до проведения пикета. Для одиночного пикета без использования конструкций предварительное уведомление не требуется (ст.5).

Уведомление должно содержать ряд обязательных требований, предусмотренных законом.

В зависимости от места проведения уведомление подаётся в администрацию муниципального образования либо в уполномоченный республиканский орган — если мероприятие планируется на территории, непосредственно прилегающей к зданиям органов государственной власти республики либо в местах историко-архитектурного, административного центра г. Якутска. Таким уполномоченным органом является Администрация Главы РС(Я) и Правительства РС(Я).

Если уведомление не было подано в срок, если в проведении публичного мероприятия было отказано, либо если с органами власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия организатор не вправе проводить публичное мероприятие.

 

Где можно проводить публичные мероприятия?

В соответствии с п. 1.1 ст. 8 Федерального закона приказом Госкомюстиции РС(Я) от 16.04.2013 N 066-П (ред. от 27.06.2018) в Республике Саха (Якутия) определены единые специально отведённые или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Так, например, в Городском округе «город Якутск» РС(Я) таким местом является сквер им. Гагарина, улица Можайского, в г. Нерюнгри — парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева, площадь около памятника «Мемориал Славы», пр. Карла Маркса и т.д.

Согласно ст. 3 Закона РС(Я) норма предельной заполняемости специально отведенных мест составляет – 1 человек на 1 м/кв. Предельная численность лиц, участвующих в мероприятии, уведомление о проведении которых не требуется — 100 человек.

Согласно п. 2.1 ст. 8 Федерального закона после определения специально отведённых мест проведение публичного мероприятия в иных местах допускается только после согласования с уполномоченным органом.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей мероприятия местах в случае, если не создаёт угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников мероприятия. К местам, в которых проведение мероприятия запрещается, относятся:  территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;  территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;  пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Согласно ст. 4 Закона РС(Я) дополнительные места, в которых запрещается проведение: здания, в которых размещены музеи, библиотеки, культовые, торговые, развлекательные учреждения; здания, в которых располагаются медицинские, образовательные организации; здания, в которых располагаются организации социального обслуживания; детские и спортивные площадки; спортивные комплексы и сооружения во время проведения в них культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий;  объекты жизнеобеспечения; остановки маршрутных транспортных средств; территории, непосредственно прилегающие к названным объектам.

 

Для чего необходимо согласование места проведения публичного мероприятия?

Статьей 11 Европейской конвенции по правам человека от 04.11.1950 провозглашено право каждого на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Конвенция предусматривает возможность введения законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооружённых сил, полиции или административных органов государства.

Таким образом, право на свободу собраний не является абсолютным и может ограничиваться в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности и защиты прав и свобод других лиц, в том числе таким образом, как согласование времени и места публичного мероприятия. Такие и более серьёзные ограничения имеются в законодательстве Франции, Германии, Швеции, Великобритании, США и других стран.

Запрет на проведение публичных мероприятий в определённых местах, определение специально отведённых мест, а также  уведомительный порядок проведения публичных  мероприятий – это не прихоть власти и не способ запретить их проведение, а предусмотренная законом реальная потребность.

Данная потребность обусловлена обязанностью органов власти и местного самоуправления, правоохранительных органов (ст.ст. 12-14 федерального закона)  обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан, безопасность их жизни и здоровья вне зависимости от того, принимают они участие в публичных мероприятиях или нет, в т.ч. обеспечить общественный порядок в ходе их проведения и организовать оказание неотложной медицинской помощи на случай возникновения необходимости, а также скоординировать (не допустить) одновременное проведение в одном месте разных массовых мероприятий.

 

Вправе ли органы власти отказать в проведении публичного мероприятия?

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 Федерального закона:

— если уведомление о его проведении подано лицом, которое по закону не вправе быть организатором публичного мероприятия,

— если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с законом проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно пдп. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона органы власти вправе довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 12 закона если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные КоАП РФ или УК РФ уполномоченный орган незамедлительно доводит до сведения организатора письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Имеется судебная практика, что отказ в проведении мероприятия по этим же основаниям законен!

 

Что делать, если организаторы не согласны с отказом органов власти в проведении публичного мероприятия, считают его незаконным?

Если уведомление не было подано в срок или если в проведении публичного мероприятия было отказано по законным основаниям, либо если с органами власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия — организатор не вправе проводить публичное мероприятие.

Нарушение данного требования влечёт для организаторов и участников серьёзные последствия в виде привлечения к строгой административной и уголовной ответственности, которая при определённых обстоятельствах может «поставить крест» на их политической карьере, подорвать доверие населения, здоровье, серьёзно повлиять на получение образования и трудоустройство.

В случае несогласия с действиями органов власти они могут быть обжалованы в установленном порядке в суд в течении 10 дней со дня, когда стало известно о нарушении прав. Такие административные дела рассматриваются судом в течение 10 дней со дня поступления заявления, но не позднее дня, предшествующего дню проведения публичного мероприятия, а возбужденные в день проведения мероприятия, рассматриваются в этот же день. Суд рассматривает указанные административные дела в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня административное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено. (ст. 226 КАС РФ).

 

Какую ответственность несут организаторы и участники публичных мероприятий за проведение незаконных мероприятий?

За нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, в т.ч. за его организацию без подачи уведомления, за участие в таком незаконном мероприятии (ст. 20.2) или организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность, которая в зависимости от квалифицирующих признаков влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере до 300 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 200 часов или административный арест на срок до 30 суток; на должностных лиц – штраф до 600 тысяч рублей, на юридических лиц — до 1 млн. рублей.

За неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия (ст. 212.1), организацию массовых беспорядков, оказанием вооружённого сопротивления представителю власти либо за подготовку к ним или участие в них, а также за призывы к участию в них (ст. 212) Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность граждан. Максимальные санкции за совершение указанных преступлений установлены соответственно до 5 и до 15 лет лишения свободы.

ссылка: 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *