Об ответственности за участие в несанкционированных публичных мероприятиях

Posted on 21.04.2021 in Новости by Иннокентий Ноговицын

Чем урегулирован порядок организации проведения публичного мероприятия?

Статьей 31 Конституции Российской Федерации за гражданами Российской Федерации закреплено право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Механизм реализации ст. 31 Конституции РФ устанавливает Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Вопросы реализации на территории Республики Саха (Якутия) отдельных положений названного Федерального закона урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2013 г. 1180-З N 1255-IV и подзаконными нормативными правовыми актами.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Запрещены публичные мероприятия противоправного, в т.ч. экстремистского, характера.

 

Каков порядок организации митинга?

Организаторами митинга могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 16 лет, политические партии, другие общественные объединения, их региональные объединения и структурные подразделения.  Организаторами, в частности, не могут быть: лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления против основ конституционного строя, безопасности государства, общества и общественного порядка; лица, привлекавшиеся 2 и более раза за определённые административные правонарушения, в т.ч. за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий; общественные объединения, деятельность которых приостановления или запрещена.

Организатор публичного мероприятия в числе прочего обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 закона, не позднее, чем за 10 дней до проведения мероприятия. Для пикетирования группой лиц либо одним участником, но с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, такой срок сокращён до 3 дней до проведения пикета. Для одиночного пикета без использования конструкций предварительное уведомление не требуется (ст.5).

Уведомление должно содержать ряд обязательных требований, предусмотренных законом.

В зависимости от места проведения уведомление подаётся в администрацию муниципального образования либо в уполномоченный республиканский орган — если мероприятие планируется на территории, непосредственно прилегающей к зданиям органов государственной власти республики либо в местах историко-архитектурного, административного центра г. Якутска. Таким уполномоченным органом является Администрация Главы РС(Я) и Правительства РС(Я).

Если уведомление не было подано в срок, если в проведении публичного мероприятия было отказано, либо если с органами власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия организатор не вправе проводить публичное мероприятие.

 

Где можно проводить публичные мероприятия?

В соответствии с п. 1.1 ст. 8 Федерального закона приказом Госкомюстиции РС(Я) от 16.04.2013 N 066-П (ред. от 27.06.2018) в Республике Саха (Якутия) определены единые специально отведённые или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Так, например, в Городском округе «город Якутск» РС(Я) таким местом является сквер им. Гагарина, улица Можайского, в г. Нерюнгри — парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева, площадь около памятника «Мемориал Славы», пр. Карла Маркса и т.д.

Согласно ст. 3 Закона РС(Я) норма предельной заполняемости специально отведенных мест составляет – 1 человек на 1 м/кв. Предельная численность лиц, участвующих в мероприятии, уведомление о проведении которых не требуется — 100 человек.

Согласно п. 2.1 ст. 8 Федерального закона после определения специально отведённых мест проведение публичного мероприятия в иных местах допускается только после согласования с уполномоченным органом.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей мероприятия местах в случае, если не создаёт угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников мероприятия. К местам, в которых проведение мероприятия запрещается, относятся:  территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;  территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;  пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Согласно ст. 4 Закона РС(Я) дополнительные места, в которых запрещается проведение: здания, в которых размещены музеи, библиотеки, культовые, торговые, развлекательные учреждения; здания, в которых располагаются медицинские, образовательные организации; здания, в которых располагаются организации социального обслуживания; детские и спортивные площадки; спортивные комплексы и сооружения во время проведения в них культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий;  объекты жизнеобеспечения; остановки маршрутных транспортных средств; территории, непосредственно прилегающие к названным объектам.

 

Для чего необходимо согласование места проведения публичного мероприятия?

Статьей 11 Европейской конвенции по правам человека от 04.11.1950 провозглашено право каждого на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Конвенция предусматривает возможность введения законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооружённых сил, полиции или административных органов государства.

Таким образом, право на свободу собраний не является абсолютным и может ограничиваться в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности и защиты прав и свобод других лиц, в том числе таким образом, как согласование времени и места публичного мероприятия. Такие и более серьёзные ограничения имеются в законодательстве Франции, Германии, Швеции, Великобритании, США и других стран.

Запрет на проведение публичных мероприятий в определённых местах, определение специально отведённых мест, а также  уведомительный порядок проведения публичных  мероприятий – это не прихоть власти и не способ запретить их проведение, а предусмотренная законом реальная потребность.

Данная потребность обусловлена обязанностью органов власти и местного самоуправления, правоохранительных органов (ст.ст. 12-14 федерального закона)  обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан, безопасность их жизни и здоровья вне зависимости от того, принимают они участие в публичных мероприятиях или нет, в т.ч. обеспечить общественный порядок в ходе их проведения и организовать оказание неотложной медицинской помощи на случай возникновения необходимости, а также скоординировать (не допустить) одновременное проведение в одном месте разных массовых мероприятий.

 

Вправе ли органы власти отказать в проведении публичного мероприятия?

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 Федерального закона:

— если уведомление о его проведении подано лицом, которое по закону не вправе быть организатором публичного мероприятия,

— если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с законом проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно пдп. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона органы власти вправе довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 12 закона если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные КоАП РФ или УК РФ уполномоченный орган незамедлительно доводит до сведения организатора письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Имеется судебная практика, что отказ в проведении мероприятия по этим же основаниям законен!

 

Что делать, если организаторы не согласны с отказом органов власти в проведении публичного мероприятия, считают его незаконным?

Если уведомление не было подано в срок или если в проведении публичного мероприятия было отказано по законным основаниям, либо если с органами власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия — организатор не вправе проводить публичное мероприятие.

Нарушение данного требования влечёт для организаторов и участников серьёзные последствия в виде привлечения к строгой административной и уголовной ответственности, которая при определённых обстоятельствах может «поставить крест» на их политической карьере, подорвать доверие населения, здоровье, серьёзно повлиять на получение образования и трудоустройство.

В случае несогласия с действиями органов власти они могут быть обжалованы в установленном порядке в суд в течении 10 дней со дня, когда стало известно о нарушении прав. Такие административные дела рассматриваются судом в течение 10 дней со дня поступления заявления, но не позднее дня, предшествующего дню проведения публичного мероприятия, а возбужденные в день проведения мероприятия, рассматриваются в этот же день. Суд рассматривает указанные административные дела в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня административное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено. (ст. 226 КАС РФ).

 

Какую ответственность несут организаторы и участники публичных мероприятий за проведение незаконных мероприятий?

За нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, в т.ч. за его организацию без подачи уведомления, за участие в таком незаконном мероприятии (ст. 20.2) или организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность, которая в зависимости от квалифицирующих признаков влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере до 300 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 200 часов или административный арест на срок до 30 суток; на должностных лиц – штраф до 600 тысяч рублей, на юридических лиц — до 1 млн. рублей.

За неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия (ст. 212.1), организацию массовых беспорядков, оказанием вооружённого сопротивления представителю власти либо за подготовку к ним или участие в них, а также за призывы к участию в них (ст. 212) Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность граждан. Максимальные санкции за совершение указанных преступлений установлены соответственно до 5 и до 15 лет лишения свободы.

ссылка: 

Comments on 'Об ответственности за участие в несанкционированных публичных мероприятиях' (0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *